Издание: "Ремедиум" №5 2011 год

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


Современная практика ведения фармацевтического бизнеса с очевидностью доказывает, что условия постоянно возрастающей конкуренции, увеличение количества коммерческих предприятий и интенсивный процесс формирования сетевых структур в этой сфере требует от всех участников профильного рынка внедрения инновационных методов работы, в частности систем автоматизации. Использование специализированных IT-технологий – не только действенный инструмент повышения рентабельности фармкомпаний. Но и показатель отраслевого рынка конкретного региона или страны.

 На современном этапе фармрынок Узбекистана – один из наиболее эффективно развивающихся среди стран СНГ. За последние годы в стране приняты нормативные акты, четко регламентирующие эту сферу деятельности, заметно расширился ассортимент продукции крупнейшего отраслевого производителя республики – государственного акционерного концерна «Узфармсаноат», объединяющего 44 профильные организации, в т.ч. совместные и иностранные предприятия, экспортно-импортные фирмы, научно-исследовательские институты. Продукция концерна востребована в Казахстане, Таджикистане, Афганистане, Украине, России, Азербайджане, Армении, Грузии, Латвии и ряде других стран. Учитывая социальную значимость фармацевтической отрасли, правительство республики уделяет ей особое внимание. В 2007 г. Постановлением Президента РК «О Программе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий фармацевтической отрасли на период до 2011 г.» были определены приоритетные направления развития производства лекарств и изделий медицинского назначения на основе изучения потребности населения, лечебно-профилактических и аптечных учреждений республики. Программой предусмотрена реализация 45 инвестиционных проектов на общую сумму 26,5 млн. долл. В перспективе предполагается увеличить объем отраслевого производства в 3 раза, а экспорта продукции – в 2,2 раза. Уже в 2008 г. объем экспорта фармпродукции республики составил 882,7 тыс. долл. В 2009 г. этот показатель вырос до 1225,6 тыс. По оценкам специалистов, хорошую динамику роста демонстрируют аптечные сети Узбекистана, крупнейшие из которых – АК «Дори-Дармон», «ГрандФармМедикал», «Асклепий», «Фармед», «Лахисам» - организованы на базе отечественных дистрибьюторских сетей.

 Внедрение автоматизированных систем на фармрынок Узбекистана связано с деятельностью лидера аптечной отрасли страны – АК «Дори-Дармон», в структкре которой действует 8 акционерных обществ, 10 дочерних предприятий и около 850 точек розничной торговли. Компания работает более чем со 100 фармацевтическими производителями и поставщиками 50 стран мира. АК «Дори-Дармон» является основным исполнителем государственных программ по централизованному обеспечению учреждений Министерства здравоохранения республики препаратами для лечения социально значимых заболеваний, аптеками сети производится 75% бесплатного отпуска ЛС и изделий медицинского назначения льготной категории населения. Компания оказывает услуги по таможенному оформлению и хранению фармпродукции, проводит маркетинговые исследования отраслевого рынка Узбекистана, осуществляет регистрацию ЛС и изделий медицинского назначения, разработку нормативно-технических документов для изготовления лекарственных форм в аптечных учреждениях. Для улучшения обслуживания населения создана справочная служба «002» сети АК «Дори-Дармон», предоставляющая информацию о наличии ЛС и изделий медицинского назначения в 25 аптеках компании.

 В 2009 г. представители АК «Дори-Дармон» начали переговоры о внедрении автоматизированной системы управления аптечными предприятиями с российской компанией «ЭСКЕЙП» - производителем системы «М-АПТЕКА плюс». После изучения потребностей крупнейшей аптечной сети республики и специфики местного аптечного бизнеса, эта система была серьезно модифицирована – создана ее локализованная версия АСУ «М-АПТЕКА плюс» для Узбекистана, рассчитанная на отделы коммерческого и льготного отпуска ЛС. Среди наиболее существенных доработок новой версии – возможность создания документов, связанных с таможенными операциями, и обеспечение связи с бухгалтерией 1С в специализированной конфигурации для Узбекистана. В числе дополнительных модулей АСУ «М-АПТЕКА плюс», разработанных для аптечной сети АК «Дори-Дармон», модуль «Запрос наличия в сети» (для службы «002») и справочно-информационный модуль «Электронный справочник «Видаль», позволяющий сотрудникам аптек осуществлять поиск препаратов по болезням, АТХ и фармакологическим группам, а также просматривать аннотации к препаратам и получать информацию об их аналогах. Кроме того, внедрение этой системы позволяет выявлять забракованные серии ЛС, что способствует решению проблемы исключения из продажи фальсифицированных препаратов.

 В 2010 г. после успешной апробации АСУ «М-АПТЕКА плюс» для Узбекистана в структурных подразделениях и ряде аптек АК «Дори-Дармон», руководством компании было принято решение об автоматизации всех аптечных учреждений холдинга.

 Успехи каждой из стран СНГ в построении собственного фармрынка после обретения статуса самостоятельного государства прежде всего обусловлены уровнем независимости субъектов этого рынка, наличием собственных ресурсов для производства ЛС, географическим положением, финансово-экономическим состоянием страны и осознанием необходимости уделять силы и средства госбюджета и инвесторов внутри и вне государства на развитие отрасли. Однако очевидно, что широкое внедрение информационных технологий в аптечные бизнес-процессы не только способствует повышению эффективности и конкурентоспособности каждого отдельного фармпредприятия вне зависимости от региона его присутствия, но и активизирует динамику отраслевого роста в целом, содействует взаимовыгодному международному сотрудничеству в этой области и сокращению разрывов в развитии фармрынков стран Содружества.

 Алексей Кольчугин.
Журнал "Ремедиум", N5, 2011
 С информацией о фармрынках Украины, Беларусии, Казахстана, Армении и Азербайджана Вы можете ознакомиться в полной версии статьи журнала «Ремедиум» №5, 2011.
Вернуться к списку